Исследование по речи учителей (ссылка на документ)
(
Выводы по таблице
I. Проанализировав неформальное общение (очное) учителей, мы пришли к следующим выводам:
1. Учителя тоже используют жаргон, но в гораздо меньшем масштабе, чем ученики. Если принять за 100 % количество жаргонизмов, употребляемых школьниками, то «словарь жаргонов» учителей составит от него 20 %.
2. 80 % не вошедших в обиход учителей жаргонизмов, которые были взяты на вооружения школьниками, из уголовного жаргона и жаргона наркоманов.
3. Жаргонизмы, входящие в речь учителей, полностью совпадают с жаргонизмами школьников: борзеть, зашиваться, замётано, телик, трёп, тормозить, шифроваться и др.
4. Некоторые жаргонизмы имеют разные лексические оттенки в устах учеников и учителей: базар – у учеников любой разговор, базар у учителей – нарушение дисциплины, отсутствие рабочей
обстановки в классе. Балдёж (ученики) – удовольствие; балдёж (учителя) – чаще всего отдых, «ничегонеделанье».
II. Изучив лексическое своеобразие неформального общения учителей в сети, представляем следующие выводы:
1. Учителя употребляют слова
· «компьютерной тематики», чаще всего это неформальное название компьютера – комп
· действий по работе на компьютере и копированию информации – кликнуть, зажарить, скинуть, отправить по имэйлу
· название должностей: админ, сисадмин, поисковых систем и программ – аська, бродилка, искалка.
· Следует отметить, что некоторые слова компьютерного сленга являются у учеников и учителей омонимами: например: бродилка (ученич.) – компьютерная игра. Бродилка (учит.) – броузер.
2. Выявлено, что учителя знают «язык падонкафф» намного хуже своих учеников:
· Из всей палитры сленговых слов интернета учителя употребляют только нейтральные, да и то пишут их правильно: коммент, рецка.
· Учителя более корректны в своих оценках и комментариях. Вместо резко контрастных оценок учеников они употребляют английскую аббревиатуру ИМХО (in my humble opinion – IMHO) точный перевод с англ. «по моему скромному мнению», высказывая личное мнение, не претендующее на истину.
· Учителей больше раздражает реклама на сайтах, в их арсенале 2 слова, обозначающих это явление (баннер и спам). В анкетах учеников нет ни одного.
III. Язык СМИ (телевидение и радио)
В языке СМИ учителя выделяют следующий словесный мусор:
· Неоправданное использование многочисленных иностранных слов: импичмент, масс-медиа, электорат, киднеппинг, консенсус и др.
· Множество речевых штампов и клише: в деле повышения мастерства, чёрное золото, голубые каски ООН, миротворцы, меры принуждения и др.
· Засилье низкой лексики, жаргонизмов и просто безграмотных словесных конструкций: кошмарить бизнес, мочить в сортире, бандитские разборки, волнительно, звезда в шоке, благодаря того, о пятьсот двадцать первой…и т.д.
IV. Проанализировав лексику, используемую учителями в образовательной среде, мы пришли к следующим выводам:
· В образовательной среде совпадает 20 % лексики, употребляемой и учителями, и учениками. Это слова, определяющие моменты учебного процесса (чаще всего отрицательные): сколоться, заколоть, срезать (ся), засыпаться, кол.
· В речи учителей много арготических слов и выражений, относящихся к их профессиональной деятельности: окно, нагрузка, надомник, простыня, ЗУНы, СОУ и т.д.
· В учительском лексиконе много речевых штампов и канцелярской лексики: процент успеваемости, процент качества общественно-полезный труд, поставить на вид, поставить вопрос о…, нарушать дисциплину, неудовлетворительное поведение, вести борьбу за…, провести работу, личностно-ориентированное обучение, мероприятие, надлежит оказать помощь, нацелить внимание на…, работа по разъяснению, мы имеем на сегодняшний день, рассмотреть под углом зрения, поставить во главу угла, повышение уровня педагогической компетенции.
пятница, 19 декабря 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Прочитав исследование речи учителей, честно говоря, себя не узнала, как не узнала ни одного своего коллеги: мы и некоторых "словов" таких не слышали. Наверное, дети исследовали речь либо "продвинутых" учителей, либо молодых. Ребята молодцы, так всё хорошо, по - научному изложили. Курсовые и дипломные им будут нипочём.
ОтветитьУдалить