суббота, 20 декабря 2008 г.

Анкетирование по проблеме. Респонденты - ученики.

Исследование по речи учеников (ссылка на документ)

Выводы по таблице

1. Судя по проведённым опросам, количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное время:
· в школе: 60% от общей лексики;
· вне школы: 80% от общей лексики.


2. Больше всего засоряется язык школьников жаргоном, который преобладает в неформальном очном общении. Сленг школьников в основном несет в себе негативный эмоциональный заряд. Среди сленговых выражений преобладают выражения с негативной смысловой окраской.


3. Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:
· Наименование людей, характеристика их по качествам характера. Наиболее ходовыми являются выражения, просто называющие человека или негативно характеризующие его умственные или физические способности: кент, чувак, чикса, братан,тормоз, жмот, лахудра, овца, лох, лошара, шестерка, ботаник, дятел.
· Наименование людей по родству: предки, перенсы, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, родоки.
· Пища, процесс ее поглощения: хлебало, хавать, хавчик.
· Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.
· Деньги: бабки, бабло, лавэ, капуста, зелень.
· Части тела (особенно много синонимов для головы) бубен, котелок, крыша, репа, тыква, череп, чайник. Клешни, копыта, хлебало, локаторы, ласты.
· Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк, окейно, западло. Оценки чаще всего крайние и резко антонимичные: отпад – отстой, клёво – стрёмно и т.д.


4. Анализ источников возникновения жаргонизмов школьников привёл к неутешительному выводу, что очень много слов имеют
· уголовную подоплёку: авторитет, базарить, быковать, понтоваться разборки, стрелка, феня, очковать, что говорит о криминалицации общественной жизни.
· взяты из жаргона наркоманов: глюки, кайф, расколбас, колбасить, пруха, угорать, торкнуть, отъехать и др. И это печальное свидетельство того, что наркомания стала очень распространённым явлением, почти повседневным атрибутом современной жизни.


5. Проанализировав жаргонизмы, мы пришли к выводу, что чаще всего среди них встречаются следующие части речи:
— существительные: лох, чувак, прикид, прикол, базар, фигня, понты, дискарь, халява, крышка, понт, мраки, мелочь и др. – 47 % от всех слов.
— глаголы: отвали, гонишь, заколебать, обломать, прикинь, офигеть, приколоться, притаранить, подорваться, торкнуть, отмочить, зашиваться, махаться, борзеть и др. – около 30 %
— значительно реже встречаются наречия: клёво, западло, беспонтово, прикольно, влом – 12 %
— примерно столько же, сколько наречий, устойчивых словосочетаний и односоставных предложений: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе и др. - 11 %


6. Канцеляритов мы в речи школьников не обнаружили, кроме одного: я в курсе.


7. Среди неформального общения в сети выделяются следующие особенности лексики:
· Слова, относящиеся к компьютеру, составляющим его деталям, аксессуарам, а также действиям, которые сопровождают работу на компьютере или в сети: комп, мамка, сидюк, зажарить, скинуть, железо, винда, емеля, мыло и др. , то есть своеобразный компьютерный жаргон.
· Так называемый «олбанский язык», или «язык падонкафф», в котором слова пишутся нарочито неправильно: слова-приветствия (препед-медвед, йа креведко), слова и выражения оценочного характера, комментирующие то, что прочитано в Интернете: аццкий, жесть, зачёт, аффтар жжот, аффтар выпей йаду, ниасилил, фтопку!, ржунимагу и др. Здесь тоже выражается максимализм восприятия: или очень плохо, или очень хорошо.


8. Язык СМИ отражён в общей картине использования школьниками речевых штампов и неоправданного применения в речи иностранных слов. Наш анализ отмечает большую роль СМИ в «вестернизации» речи учащихся:
· Использование иностранной лексики, обозначающей политические или социальные процессы, рыночные термины: рейтинг, электорат, импичмент, шоу, менеджер, менчендайзер, масс-медиа, спонсор и др
· Слова, используемые в мире шоу-бизнеса: раскрутка. фанера, гламур, тусовка, саундтрек и др.
· Американизированные оценочные слова, часто междометия: вау, окей, фифти-фифти, ноу проблем и др.
· Слова-монстры или целые выражения-штампы из рекламных роликов: сникерсни, чупсуйтесь, всё будет кока-кола и др.
· Слова из уголовного мира: разборки, замочить, беспредел – которыми пестрят СМИ.


9. В образовательной среде школьники в основном используют жаргонные слова для обозначения:
· Учителей: класснуха, русичка, физручка, химоза и т.д.
· Процесса учения или событий на экзаменах: срезать, срезаться, скатывать, сколоться, завалиться и т.д.
· Названия оценок (особенно неудовлетворительных): параша, кол, банан, тройбан

Комментариев нет:

Отправить комментарий